В последнее время дизель стал популярен в легковых автомобилях. Раньше доля такой техники была невелика – считалось, что моторы на тяжёлом топливе подходят внедорожникам или пенсионерским машинам. Это обуславливалось их малой мощностью и экономичностью. Сегодня всё поменялось, и ДВС такого типа успешно конкурируют с бензиновыми. Однако следует понимать, что они предполагают ряд особенностей эксплуатации. В этой статье рассмотрим, как пользоваться дизельным двигателем, с чем столкнется владелец такого авто, и дадим практические рекомендации.
Что такое дизель
Первые работающие образцы немецкого инженера Рудольфа Дизеля появились в конце XIX века. Особенности дизельного двигателя заключаются в том, что топливо воспламеняется от силы сжатия поршня, а не искры свечи зажигания, как в бензиновом. Кроме того, топливо подаётся раздельно, а не в смеси с воздухом, и к нему предъявляются противоположные требования по стойкости к воспламенению.
Рабочий цикл происходит следующим образом: в цилиндр попадает воздух, сжимается и нагревается от этого до значений около 700 °С. Затем в камеру сгорания распыляется дизтопливо, которое воспламеняется и толкает поршень. После этого в камеру снова подаётся воздух, и схема повторяется. За счёт отсутствия системы зажигания в привычном виде конструкция кажется проще. Однако элементы ЦПГ при прочих равных в этом случае испытывают большие нагрузки. Также повышенные требования предъявляются к форсункам, топливному насосу высокого давления. Кроме того, и в этом двигателе есть свечи накала, подогревающие подаваемый воздух при холодном пуске. Их ресурс тоже ограничен.
Достоинства дизельного ДВС в сравнении с бензиновым
- Отличный коэффициент полезного действия – в среднем больше на 15%.
- Экономичность – потребление топлива ниже в среднем на 30%. В результате дизельная машина среднего класса имеет сопоставимый расход с компактным бензиновым авто.
- Большой крутящий момент – разница может доходить до 50% и более при одинаковом рабочем объёме.
- Хорошая тяга с холостых оборотов. Это делает дизель более удобным в повседневной эксплуатации, когда мотор редко раскручивается до максимальных значений.
- Ресурс до капремонта – значительно превышает показатель бензомоторов того же объёма. Также имеет меньшую склонность к перегреву, залеганию колец и т.д.
Недостатки дизельных моторов
- Более узкий рабочий диапазон оборотов – красная зона тахометра может начинаться с 4,5 тысяч.
- Повышенная себестоимость – такие авто при прочих равных стоят дороже. Это касается и ремонта – он обходится дороже.
- Требовательность к качеству дизтоплива, особенно зимой. Там где бензиновый двигатель отреагирует только лампочкой Checkengine, дизель просто не заведётся и потребует ремонта. Замёрзшая солярка также может повредить сложную топливную систему.
- Потребность в дополнительных подогревателях для эффективного отопления салона зимой.
- Укороченный до 5-7 тысяч км межсервисный интервал.
Расхожие суждения о том, что такие моторы дымят и гремят, относятся только к старым поколениям. Современные ДВС с системой дожига топлива по экологичности не уступают бензиновым. А звук прогретого дизеля соответствует допустимым уровням шума.
Особенности дизельного топлива
Основное эксплуатационное отличие солярки от бензина – снижение текучести при низких температурах. Существует три разновидности дизтоплива – летняя (имеет рабочие свойства при положительной температуре), зимняя (ДТЗ, до -35 °С) и арктическая (ДТА, до -50 °С). Дизели, особенно современные, чувствительны к качеству топлива – после посещения случайной заправки машина может перестать заводиться или начать работать неровно. Поэтому автолюбителям следует заправляться только на брендовых, проверенных АЗС.
Особенности техобслуживания
Ряд узлов, которые отсутствуют в бензиновых ДВС, требуют дополнительного обслуживания, ремонта или замены:
- Замена свечей накаливания – раз в 40-80 тысяч км.
- Обслуживание топливного насоса высокого давления – по регламенту автопроизводителя.
- ТО турбокомпрессора – используется почти во всех дизелях, обслуживается по периодичности в инструкции по эксплуатации.
Признаки неисправного ДВС
Всестороннюю оценку состояния машины могут дать только после диагностики в специализированном сервисе. Однако при выборе подержанного автомобиля можно упростить задачу и отказаться от автомобилей, которые точно потребуют ремонта в ближайшее время. Признаки, свидетельствующие о неисправностях:
- неравномерные обороты ХХ;
- стабильный чёрный, синий, белый дым из выхлопной трубы;
- рывки в движении;
- затруднённый холодный пуск;
- серебристый отлив моторного масла (возможно, залиты присадки с молибденом против критического износа ЦПГ);
- громкие, неритмичные стуки, посторонние шумы на прогретом моторе.
Эксплуатация дизельного двигателя летом
В тёплое время года всё достаточно просто – нужно лишь вовремя проводить техобслуживание. Также при длительных поездках по трассе не рекомендуется подолгу держать стрелку тахометра в зоне высоких оборотов – дизель этого не любит. Зато при движении в пробках мотор имеет меньшую склонность к перегреву. Как правило, в тёплое время года агрегаты демонстрирует отличные качества.
Эксплуатация дизельного двигателя зимой
Проблемы начинаются с наступлением холодов. Если летом дизель заводится даже с неработающей свечой накаливания, то даже в небольшой минус этот номер не пройдёт. В это время нужно обращать внимание на следующие моменты:
- Качество дизтоплива – летняя или некачественная солярка замерзает, превращаясь в гель. Она забивает фильтры, насос, форсунки, и мотор не заводится. Исправить ситуацию можно, предварительно добавив в бак антигель – состав приближает характеристики топлива к зимнему. Это актуально осенью перед первыми заморозками, когда в машине ещё остаётся летнее топливо. Антизагуститель не сработает, если дизтопливо уже замёрзло. Вероятнее всего, оттаивания машины в тёплом гараже в этом случае уже будет недостаточно – деликатные топливные системы плохо переносят такие испытания из-за расширения солярки. Не надейтесь, что на вашу заправку заранее завезут зимнее топливо – в межсезонье следите за прогнозом погоды и используйте антигель.
- Состояние фильтрующих элементов – если летом силовой агрегат может прощать несвоевременное обслуживание, то зимой становится особенно требовательным к нему. Даже при небольшом недостатке воздуха двигатель перестаёт тянуть и начинает дымить. Осенью, вне зависимости от пробега, рекомендуется делать внеочередное ТО, чтобы комплексно подготовить машину. Попытки сэкономить обычно приводят лишь к проблемам в эксплуатации.
- Заряд и ёмкость АКБ – из-за высокой степени сжатия холодный пуск в мороз становится испытанием для батареи. Если бензиновому мотору иногда достаточно несколько раз хотя бы медленно прокрутить коленвал, чтобы завестись, то дизелю – нет.
- Вязкость моторного масла – если параметр по классификации SAE не соответствует сезону, завести ДВС, скорее всего, не получится. Беспроблемное использование обеспечит только хорошая синтетика с характеристиками, заявленными автопроизводителем.
- Свечи накаливания – рекомендуется менять их комплектом, а не поштучно.
- Турбина – нагнетатель, которым сегодня оснащено большинство дизелей, во время работы нагревается намного сильнее, чем блок цилиндров. Если зимой заглушить мотор сразу после работы на больших оборотах, это приведёт к неравномерному остыванию и сильным деформациям. Вопрос решается установкой турботаймера, который оставляет двигатель работать на холостых определённое время после поездки. Этого достаточно для безопасной эксплуатации.
- Эффективность отопителя – дизели имеют высокий КПД, поэтому теряют на нагреве меньше полезной энергии. Зимой это приводит к тому, что возможностей штатной печки становится недостаточно. Производители компенсируют это установкой дополнительных ТЭНов, которые начинают подавать тёплый воздух почти сразу после запуска. Также в сильные холода рекомендуется закрыть решётку радиатора, воспользоваться автоодеялом для подкапотного пространства. В экстремальных условиях приходится устанавливать дополнительные автономные отопители.
Итоги
Дизельный автомобиль – отличное решение для аккуратных автолюбителей. Он будет радовать экономичностью и отличными характеристиками – но ровно до того момента, когда за ним перестанут следить. Попытки оттягивать техобслуживание, сэкономить на нём почти моментально приведут к очень крупным тратам на ремонт. Дизель, в отличие от бензинового мотора, не будет прощать небрежное отношение.
Своевременное ТО, диагностика и ремонт у профессионалов – залог беспроблемной эксплуатации. Сервисная станция «Дизель life» специализируется на двигателях подобного типа. Мы предлагаем полный спектр услуг для техники старых и новых поколений – от диагностики до ремонта любой сложности. У нас работают только мастера с высокой квалификацией и большим опытом. Доверьте машину нам.